Расширенный поиск
Стоимость (₽)
 


Станции Тарасково, Билимбай и Таватуй…

Технический прогресс, начавшийся с изобретения парового двигателя, стремительно менял средства передвижения всего человечества. После лошадей первым механическим транспортным средством его заменившим стал паровоз.

Первая железная дорога в России, которая связывала два населенных пункта, была открыта 30 октября 1837 года – она прошла между Санкт- Петербургом и Царским село. Длина ее 27,5 км, ширина колеи – 1829 мм.

Однако самая первая паровая железная дорога в России появилась еще в 1834 году у нас на Урале. Ее построили крепостные умельцы-самородки Ефим Черепанов и его сын Мирон на Нижнетагильском металлургическом заводе. Ими же были построены и два паровоза для этой дороги.

16 августа 1851 года — из Петербурга в Москву построена двухпутная Николаевская железная дорога: Николаевский вокзал Санкт-Петербурга — Николаевский вокзал Москвы. Первые два поезда перевезли по два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков. Никто не пострадал.

Вопрос о необходимости проведения железной дороги у нас на Урале стали решать уже в начале 60-х годов.

В 1861 г. генерал-майор Рашет издал брошюру о необходимости проведения такой дороги. К этому мнению присоединился и пермский губернатор Струве, который 5 декабря 1867 г. сделал представление министру путей сообщения о разрешении открыть в Перми комитет для обсуждения вопроса об Уральской железной дороге. Разрешение было получено, и 10 декабря следующего 1868 года в Перми открылся комитет для обсуждения вопроса о проведении железной дороги между бассейнами Волги и Оки. Комитет высказался за «желательность» проведения дороги.

Пять лет прошло в переписке с Министерством путей сообщения и в разведках относительно продолжения пути, и только 18 ноября 1873 года был Высочайше утвержден устав «Общества Уральской горнозаводской железной дороги», а 22 февраля 1874 года Высочайше разрешено приступить к постройке Уральской железной дороги от Перми до Екатеринбурга с ветвью к Луньевским каменноугольным копям. Строителем дороги был П. И. Губонин, бывший крепостной, получивший за свои заслуги дворянское звание и герб, девизом которого были слова «Не себе, а Родине!».

Уже 24 августа 1878 г. открыто было движение по Уральской горнозаводской железной дороге между Пермью и Чусовой, а 1 октября того же года торжественно открыта вся дорога от Перми до Екатеринбурга на протяжении 468 верст.

А 23 сентября 1879 года открылась для движения Луньевская линия, длиною 195,04 версты, которая соединяла станцию Чусовскую со станцией Березники, и Луньевская линия – от Александровского завода до станции Луньевка.

На всем протяжении железной дороги были построены станции с пассажирскими вокзалами и башнями для заправки паровозов водой, а также остановочные пункты, где остановившийся поезд ждал встречный – разъезды.

Эта первая на Урале железная дорога замечательна тем, что проходила в непосредственной близости от нашего села Тарасково. И не только этим.

Читая печатные материалы прошлого об этой дороге можно узнать много необычного.
Наверное, каждый любопытный пассажир, ездивший на электричке от Нижнего Тагила до Екатеринбурга, проезжая станцию Таватуй задавался вопросом: «А почему эта станция так называется? Ведь до озера Таватуй путь не близкий».

И, действительно, стоит станция не на озере Таватуй и, казалось бы, никакого отношения к его названию не имеет. Оказывается, современное название станции Таватуй имеет очень интересную историю своего появления.

Для этого обратимся к документам прошлого: «Село Тарасково расположено в 17 верстах от Верх-Нейвинского завода и в 5 верстах от станции Тарасково железной дороги. В Тарасково насчитывается жителей до 600 человек; жители занимаются куренными и рудничными работами при Верх-Нейвинском заводе. В селении имеется школа и предполагается постройка каменной церкви вместо сгоревшей деревянной». (Стр. 156 «Путеводитель по Уралу», 1899 год., Екатеринбург, Издание газеты «Урал», издатель В. В. Чекан, типография ежедневной газеты «Урал».).

С открытием Уральской горнозаводской железной дороги ее станции стали служить точкой отсчета до близлежащих заводов. Так в этом же документе находим:
«В 42 верстах от Билимбаевского завода и в 73 верстах от ст. Тарасково Пермь-Тюменской железной дороги, в стороне от большого Сибирского тракта, находится Нижнее-Сергинский чугунно-плавильный и железоделательный завод, принадлежащий товариществу Сергинско-Уфалейских горных заводов». (Там же стр. 200)

Судя по документам того времени нынешняя станция Таватуй называлась станцией Тарасково в течение 25 лет – с момента постройки до 1903 года.
Получается, что свое название получала от ближайшего селения, до которого транспортное сообщение оставалось прежним – на лошадях. Видимо за таким населенным пунктом закреплялись и работы по обслуживанию станции.

Следует заметить, что в словаре Брокгауза и Эфрона, выпущенного в конце XIX века, Тарасково значится только как станция и на фрагменте карты из этого словаря села Тарасково мы не находим, а только станцию. Кстати, здесь же обозначен населенный пункт Билимбай, который значится отдельно от Билимбаевского завода. Это – или опечатка, или повод задуматься и начинать новые архивные поиски.



Таким образом, станция Тарасково с открытия железной дороги в 1878 году и до начала двадцатого столетия, когда была переименована в станцию … нет, не Таватуй. Она была переименована до этого в станцию… Билимбай.

Все эти перемены названия железнодорожной станции между остановками Верх-Нейвинск и Исеть мы узнаем из Адрес-календарей Пермской губернии, выходивших ежегодно. Эти ежегодники официальной справочной информации печатались в 89 губерниях и областях Российской Империи с середины 1830-х до 1917 года (В Пермской губернии с 1863 года) и выпускались местными официальными лицами и органами внутренних дел. Кроме прочей официальной информации в Адрес – календаре Пермской губернии печаталось расписание поездов по железнодорожной линии Челябинск – Пермь, проходившей по Уральской горнозаводской дороге.

В 1907 году «для спрямления пути» было начато строительство железной дороги Пермь — Кунгур — Екатеринбург, движение по которой началось с 1 ноября 1909 года. Это дорога проходила и через Билимбаевский завод. Могла возникнуть путаница в названиях. Поэтому, уже с 1908 года станция Билимбай, бывшая станция Тарасково, стала называться станцией Таватуй, название которой не меняется уже более ста лет.





Автор Владимир Волков (житель села Тарасково)
25.06.2015
Просмотров: 1254




Разделы

Информация

Новости

ЭТО ТАК ПУТИН НАЧАЛ ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ ?

ЭТО ТАК ПУТИН НАЧАЛ ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ ?

Вручение ордена Медведеву

МОСКВА ВЫШЛА И ТРЕБУЕТ: ПУТИНА В ОТСТАВКУ

МОСКВА ВЫШЛА И ТРЕБУЕТ: ПУТИНА В ОТСТАВКУ

Путин сделай как Лукашенко выйди к людям и ответь на их вопросы, или карона не позволяет?

Аристократия помойки. Сергей Трофимов. Клип

Аристократия помойки. Сергей Трофимов. Клип

Взгляд на российскую богему

Наши новости ОНТ: Лукашенко о Беларуси (видео)... Лукашенко не нравится слово «карантин»

Наши новости ОНТ: Лукашенко о Беларуси (видео)... Лукашенко не нравится слово «карантин»

Александр Лукашенко посетил агрокомбинат "Дзержинский" в Фаниполе

Вакцина "Спутник V". Что не так?

Вакцина

Чудо-препарат тестировался всего на 38 взрослых здоровых добровольцах в течение 42 дней. У них зафиксировано 144 «нежелательных явления»

Мы все для них – просто еда

Мы все для них – просто еда

Мы не знаем, найдут ли немецкие врачи то вещество, которым отравлен организм Алексея Навального, – дай Бог ему поскорее оклематься. Но яд, разлагающий Россию изнутри, и искать не надо, он известен – это бесконтрольная, дико разросшаяся ФСБ

Подключать к газу скоро будут бесплатно

Подключать к газу скоро будут бесплатно

Газификация потребителей без привлечения их средств

Всего 235 объявлений
Сегодня добавили 35 объявлений
Вчера - 2


Vip объявления


КАРТИНЫ бисером, крестиком

КАРТИНЫ бисером, крестиком

Картины, изготовленные бисером, вышивка крестиком, на любые темы. Принимаю заказы нам любые темы....
 

Оперативный заём под залог квартиры/дома в Москве и МО.

Оперативный заём под залог квартиры/дома в Москве и МО.

Оперативно сделаем заём под залог . Проценты по займу от 1, 6% в месяц. Или от 19% годовых Москва...
 

рак щитовидной железы

рак щитовидной железы

Доктор Тараскин Т. А. в Саратове выполняет как экстренные, так и плановые операции: на щитовидной...
 

ВАЗ-21093

ВАЗ-21093

Продам 093 не битая не крашеная один хозяин. Куплен на заводе ВАЗ Эксплуатационные показатели ...
 

Колодцы под ключ в Ногинском районе

Колодцы под ключ в Ногинском районе

Мы производим копку и монтаж шахтного и дренажного колодца. Доставляем на объекты, разгружаем вес...
 

Выгребные ямы Колодцы в Саратове Саратовская область

Выгребные ямы Колодцы в Саратове Саратовская область

Весь спектр услуг по строительству и обслуживанию колодцев Ремонт , Чистка , Доставка колец , Угл...
 



поло квадроцикл втулки манжеты рулевая шайбы фторопласт фольксваген калина рейка хонда рено ввёртыш капролон приора панели лист внутренняя огнестойкие панелей негорючие профиль отделка перегородки decover сайдинг кровли отделки материалы свинья книгу рыбина dowex lewatit смола tulsion purolite сульфоуголь катионит отворот


Коментарии

[14.06.2020] ВАЗ-21093Вова: Класс


Для комфортного доступа к этому сайту, в вашем браузере должен быть включен JavaScript